Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Младший дошкольник – неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом – лепить, вырезать, рисовать. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь». Формирование экологической культуры младшего дошкольника тесно связана с развитием познавательной сферы, которая активно пополняется новой информацией при непосредственном восприятии предметов. При этом необходимо учитывать ведущие моменты:
• принцип повторы: ребенок должен возвращаться к познанному объекту в процессе работы;
• все объекты должны быть наглядными;
• познавательная активность сопровождается реальной активностью ребенка «вижу и действую»
Как же рассказывать ребенку о природе? Сделать это очень не просто, ведь маленький ребенок живет ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно. Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыка. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают его воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить, узнавать.
В процессе работы со стороны детей наблюдается повышение познавательного интереса к объектам природы. Ребята стали охотно участвовать в коллективных наблюдениях, беседах, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, рассказывают об увиденном. Дети учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их. Проявляют готовность участвовать в практических делах по содержанию хороших условий для растений. Постепенно формируется понимание того, что животные – живые существа со своими потребностями, о них нужно постоянно заботиться. Проявляют интерес к их жизни, желание наблюдать за ними, слушают рассказы о них, задают вопросы.
Земля – наш общий дом. Берегите Землю!
Берегите эти земли ,эти воды.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.