"Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей"

                В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире.  Наблюдая за детьми своей группы я заметила, что дети иногда  не умеют общаться друг с другом: проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с дошкольного возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.  Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. Много еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы общества. И именно взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, а также к природе и животным. Для решения данной проблемы я выбрала русские народные сказки, которые близки мышлению и представлению ребенка.  Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.   К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

 Знакомство со сказкой начинается с самого раннего возраста. Поначалу это сказки-потешки, крошечные по объему произведения, насыщенные глубоким содержанием. Возьмем, к примеру, одну из таких сказок-игр «Сорока-ворона». Сорока-ворона кашу варила, деток кормила, а одному каши не дала. Он за водой не ходил, дров не рубил, кашу не варил. Вот в такой сказке-потешке, играя с ребенком, с самого раннего возраста внушается мысль о том, кто не работает, тот не ест. Или вот, например, хорошо известная сказка «Репка». Здесь утверждается подлинно народный смысл, что непосильная одному работа может быть выполнена, если за нее возьмутся все вместе. Сказки «Теремок»«Зимовье зверей» учат дружбе. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Гуси-лебеди» учат слушаться родителей. Слушая такие сказки, ребенок незаметно для себя усваивает и житейскую мудрость, и народный смысл сказки.

  Кроме бытовых сказоксказок про животных есть еще и волшебные сказки. Волшебные и волшебно-героические сказки появились в глубокой древности. В этих сказках воспеваются подвиги, находчивость, смелость и целеустремленность героев – выходцев из народа. Эти герои преодолевают всякие трудности в борьбе за справедливость. Они побеждают носителей зла – жестокого и коварного царя или чудовищного Змея Горыныча, Кощея Бессмертного, Бабу Ягу и т. д. А волшебные предметы – скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-неведимка помогают им. Во всех сказках добро всегда побеждает зло, торжествует справедливость. Мудрость и простота, сочетающаяся в сказках помогает донести до маленького человека высокие и нравственные идеалы: уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Помогают возродить в детях духовность, милосердие, гуманность, сочувствие. Сказка способствует формированию у детей любви и уважению к своему народу, семье, к труду, к своей Родине.

Таким образом, роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Читайте сказки, ведь они так важны для формирования внутреннего мира ребенка!

А теперь я хочу остановиться на методах  по ознакомлению дошкольников со сказкой.

          - Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

          - Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие.   Повторное чтение  возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?

            - Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании достигается наилучший контакт с детьми. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

            -Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.

             В своей работе для пересказа детьми сказок  я использую дидактический материал в форме  мнемотблиц, так как наличие зрительного  плана-схемы делает сказки четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Цель мнемотаблиц: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях При пересказе с помощью мнемотаблиц дети видят всех действующих лиц и свое внимание концентрируют на правильном построении предложения, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Эти таблицы   развивают  разные виды  памяти: слуховую, зрительную, двигательную, тактильную), мышление, внимание, воображение, словарный запас.

             Также широко применяю  настольно- дидактические игры:

«Разрезные картинки»,  «Разукрась героя сказки», «Лото», «Домино».

 

Словесно-дидактическая игра: «Придумай  новое окончание знакомой сказки». (Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно     напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

 

Сказки на новый лад. (сами придумывают конец сказки. Например. "Покатился колобок по  дорожке и она привела его в детский сад. ". Что было дальше?

 Расскажи сказку. Игроки выбирают, какую сказку будут рассказывать. Среди карточек, лежащих на столе, они отбирают нужные, выкладывают их в последовательности событий и по очереди рассказывают их.

 

- Кто лишний.

 

- Чья песенка?»

 

Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок...

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!»

Братец Иванушка (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

 

Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечка во сыру землю (волк и семеро козлят)

 

      - Чьи слова?

Задание: «Кто говорит эти слова?»:

- «Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- «Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша. (Маша и Медведь)

- «Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок. (Три медведя)

 

-Отгадай сказку.

Задание: Перечисляем персонажей сказки - дети отгадывают и называют сказку.

 

- Печка, яблоня, молочная река, Баба-Яга (Гуси-Лебеди)

-  Бык, баран, свинья, гусь (Зимовье зверей)

-  Дед, бабка, внучка, Жучка (Репка)

 

- Я назову, а вы продолжите»

(Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.)
Мышка - … (норушка);   Муха - ………(Цокотуха)
Лягушка - … (квакушка);  Крошечка - …….(Хаврошечка).
Зайчик - … (побегайчик);    Курочка - ………(Рябушечка)

 

Следующий метод – драматизация, которая  является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением  отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

                         Таким образом, роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Читайте сказки, ведь они так важны для формирования внутреннего мира ребенка.