Консультация
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Основным содержанием экологического воспитания в этот период является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе родного края строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней.
Хотелось бы поделиться опытом работы по экологическому воспитанию детей через ознакомление с природой родного края.
Планируя свою работу по экологическому воспитанию детей подготовительной группы, мы отталкивались от целей и задач:
– воспитание любви уважения к своим национальным особенностям и гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– формирование духовно-нравственных отношений;
– формирование любви к культурному наследию своего народа;
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
– воспитание любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
– чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
– толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Раскрыть перед ребёнком красоту родной природы и научить увидеть её – дело сложное. Но, дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Воспитатель своими поступками, чтением произведений показывает, как нужно правильно поступать, это и становиться отправной точкой в искренней любви к Родине.
Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений и срокам их протекания. Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.
Особое значение имеет предметно – развивающая среда. В течение дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т.д.).
У нас имеется специальный экологический уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях.
Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия индивидуальной работы, природный материал, который дети собирают на прогулках для изготовления поделок, энциклопедий и книг.
Наблюдение в уголке природы ведутся за комнатными растениями на основе различных сравнений. Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то, что растениям для роста нужны свет, вода, земля и тепло.
Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. С детьми изготавливаем корм из семян растений, хлебные крошки и т.д.
Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц, зимой спасает их от гибели.
В процессе любой деятельности мы учим детей мыслить, задавая им вопросы: «Зачем? Почему? Как ты думаешь? Кто думает по-другому?», чтобы дети могли высказать свою точку зрения.
На территории детского сада организован цветник, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания.
Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание жизни взрослых, в любом случае труд в природе традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, а в последние годы и экологического образования.
Знания и практические советы дети получают во время прогулок на территории детского сада и за его пределами.
Повысился познавательный интерес к природе (дети самостоятельно замечают изменения в природе) и желание отражать полученные знания в художественном творчестве (лепке, рисовании, аппликации).
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Родители очень помогают нам, они отзываются на любые наши просьбы, так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек, скворечников для птиц, которые мы с детьми развешиваем на территории детского сада.
А мамы активно участвовали в выставке «Осень –фантазерка», «Мое дерево», «Волшебный Новый год», поделки из бросового материала. Принимают участие в весенне – осенних работах на цветнике, в сборе гербариев, листьев деревьев, и оказывают помощь в изготовлении атрибутов и пособий, помогают проводить праздники.
Вся наша работа поможет, я думаю, не только дать знания о природе родного края, о том, что человек – часть природы, но и научит детей правильно взаимодействовать с окружающим миром.
И я думаю, что наши дети, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относится к его природным объектам.