Консультация "Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста"

 

Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом рассуждает, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. В то же время ребёнок по-прежнему сориентирован на детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, перед математической подготовки.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

   Логическое мышление — процесс очень сложный и крайне необходимый для нормального психического, физического и социального развития ребенка. Его роль в жизни детей колоссальна. Благодаря логике дети способны анализировать ситуации, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Логика является базой для важнейшего жизненного навыка — осмысления задачи и ее последующего эффективного решения. Огромное значение для процесса формирования логики имеют специально разработанные упражнения и задачи. Представленные в форме игр и интерактивных заданий, они привлекают детское внимание и эффективно развивают навыки логического мышления у детей в возрасте 3 - 6 летЛогическое мышление у детей не развивается за несколько недель и даже месяцев. Этот процесс захватывает весь период взросления, но уже в дошкольном возрасте можно активно тренировать способности ребенка логически мыслить.

  Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дают детям новые знания, умения и навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Перед тем как приступить к работе с блоками, я начала изучать эту технологию, она меня заинтересовала, но начинать работу надо с простого и с детьми младшего возраста.

Развитие мыслительных умений у детей сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию.

Поставила перед собой задачи:

Развивать представление о множестве, учит операциям над множеством (сравнение, разбиение, классификация).

-Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обозначать их отсутствие.

-Обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, по трем, объяснять сходства и различия.

-Закреплять понятия «вверху»«внизу».

-Развивать творческие способности, воображение фантазию, способность к конструированию.

«Логические блоки Дьенеша» автором, которых является Золтан Дьенеш– всемирно- известный венгерский педагог и математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей «Новая математика», идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

В методической и научно - популярной литературе этот материал мало изучен, но его можно встретить под разными названиями:

«Логические фигуры» (М. Фидлер);

«Логические кубики» (Г, Копылов);

«Логические блоки» (А. Столяр).

В каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления.

Так что же такое «Логические блоки Дьенеша»?

Блоки Дьенеша –вобрали в себя черты конструктора и развивающей игры для маленьких математиков, представляют собой набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, желтые, синие, размером (большие и маленькие, толщиной (толстые и тонкие).. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. Сам Дьенеш мечтал приблизить математику детям: научить их решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Применяя логические блоки Дьенеша в качестве одного из эффективных средств развития мыслительной активности, разработала этапы ознакомления детей с новыми играми.

1. Этап. Внесение нового пособия (игры) в группу. Познакомила детей с новой игрой, ее особенностями и правилами, с понятием «логический блок», с его цветом, формой, размером.

Знакомить с блоками начала с простого: выкладываю набор перед ребенком, он играет (надо же все потрогать, подержать в своих руках).

Нужно установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Сделать это несложно. Примерно ориентируясь на уровне развития ребенка предложить ему одну – две игры. Если он не справляется, предлагаем предыдущие по сложности игры. Самостоятельное и успешное решение задачи является той ступенькой, от которой начинается движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, можно получить достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. И это дает возможность организовать игровую деятельность с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени – это сигнал к тому, что ему следует предложить игру следующей группы. Переводить ребенка к последующим играм можно только тогда, когда он «вырос» из предыдущих игр. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно давать более сложные игры, то интерес к заданиям исчезает. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Например:1. Найди такие же фигуры, как эта, по цвету (форме, размеру, толщине).

2. Найди не такие фигуры, как эта, по цвету (форме, размеру, толщине).

3. Найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие и т. д.).

4. Назови какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине).

После такого самостоятельного знакомства переходим к играм и упражнениям.

2. Этап. Собственно игра, как основной вид деятельности в детском саду, которая способствует развитию логического мышления, даёт представление о множестве, учит объяснять сходство и различия, систематизировать и классифицировать фигуры; развивает речь.

Например: 1. Игровое упражнение:«Поможем Мишке отремонтировать велосипед».

2 Дидактические игры«Разложи фигуры по полочкам»,

«Бусы для куклы Наташи»,

«Заселим домик»«Продолжи дорожку».

3. Игра«Чудесный мешочек», на развитие тактильных

ощущений.

4. Выкладывание из блоков«Скворечник»,

«Стоит в поле теремок».

3. Этап. Самостоятельная игра с развивающим материалом, где дети развивают свои творческие способности, воображение, фантазию, способность к конструированию, учатся договариваться между собой во время игры. Например: Сюжетно- ролевые игры:

1. «Поездка в автобусе» кодовая карточка –билет, а логический

блок – место.

2. «Магазин» кодовая карточка - деньги, а логический блок – цена

товара.

3. «Больница» кодовая карточка – деньги (рецепт, а логический

блок – таблетки (витамины).

Подвижные игры«Найди своё место»«Найди пару».

4. Этап. Непрерывная образовательная деятельность с использованием блоков Дьенеша. Формирует у детей представление о таких математических понятиях как один и много, ни одного, учит сравнивать два предмета, закрепляет знания о геометрических фигурах, учит работать по образцу (схеме, путем накладывания блоков на изображение.

Например: формирование элементарных математических представлений:

1.«В стране геометрических фигур».

2. «Путешествие на поезде».

Аппликация: (с помощью блоков выбирают материал для работы по образцу (схеме):

1.«Разноцветные снежинки».

2. «Аквариум».

Блоки Дьенеша являются незаменимыми помощниками в освоении детьми программы по формированию элементарных математических представлений. Они помогают закреплять знание о цвете, форме, размере.

Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. «Логические блоки Дьенеша» вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.

Использовать блоки можно как часть непрерывной образовательной деятельности, как комплексные, так и интегрированные. Можно использовать в аппликации, в рисовании - помогают ориентироваться на плоскостях; в конструировании - ориентироваться в пространстве; в индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной детской деятельности. Логические блоки хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности. В методических пособиях предложено большое количество дидактических игр и каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога. С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной школы.