Мы исследователи!

 

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму», – так гласит китайская пословица.  Усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность (естественное состояние ребёнка) настроена на познание мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Оно  является наиболее успешным путём ознакомления с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. Лето – самое хорошее время года для проведения опытов. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как исследователь. Дети старшей группы «Почемучки» в летнее время с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью.  Например:

«Волшебное сито»: просеять песок через сито и посмотреть, что остаётся на сите. Крупные предметы остаются, а мелкие проходят сквозь дырочки.

«Знакомство с лупой»: познакомить детей с помощником-лупой и её назначением.
1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло.
2.Свободное исследование.
Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.

Самостоятельное исследование предметов через лупу.

«Свойства сухого песка»: познакомить детей со свойствами сухого песка.
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло. 
3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз. Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.


«Свойства мокрого песка»: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Из мокрого песка можно лепить. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твёрдым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов. 
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. 
«На каком песке легче рисовать?»: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается.
Попробовать рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками.
Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, чётче, виднее.
«Волшебный рисунок»: дать детям представление о том, что песком можно рисовать.
На листе бумаги делаем рисунок клеем-карандашом, затем сверху посыпаем сухим песком, стряхиваем лишний песок, появляется рисунок.
Вывод: песчинки прилипают к клею – песок можно приклеивать.

   Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.